"Ширмой нон барака"

Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствам организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документарного учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон “О бухгалтерском учете”, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (план счетов, методические указания, комментарии).
Форма бухгалтерского учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связи между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, то есть использованием тех или иных средств.
Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.
Задачи бухгалтерского учета:

  • предоставление полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.
  • обеспечение контроля над соблюдением законодательства Республики Узбекистан при осуществлении организацией её деятельности, а также над использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение её финансовой устойчивости.

На предприятии ООО «Ширмой Нон Барака» принята журнально-ордерная система учета.
Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

  • применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;
  • совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;
  • объединение в журналах-ордерах систематической записи и хронологической;
  • отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;
  • сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц, на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер.
Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непосредственно с первичных документов, либо со вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных первичных документов. Во втором случае в журналы-ордера записывают итоги вспомогательных ведомостей.
В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале.
В ряде журналов-ордеров синтетический учет совмещается с аналитическим.
Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому систематическая запись в журналах является одновременно и хронологической записью.
Проверенные месячные итоги журналов-ордеров записывают в Главную книгу. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота  каждого синтетического счета, а в Главной книге – расшифровка дебетового оборота этого же счета.
Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности  составляются  по данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей.  
Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета. Это достигается за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотных ведомостей по аналитическим счетам).
Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.
К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.

 

Учетная политика и организация бухгалтерского учета
В Законе Республики Узбекистан законодательно закреплена обязанность руководителя обеспечить «систему внутреннего учета и отчетности на предприятии». В этой связи в рамках государственной программы перехода Узбекистана на международную практику учета в числе ряда национальных стандартов бухгалтерского учета был введен в действие НСБУ №1 «Учетная политика и финансовая отчетность».
В условиях рыночной экономики каждое предприятие (кроме государственных), выступая на рынке как самостоятельная хозяйственная единица вправе вести свою деятельность по всему усмотрению, т.е. иметь свою политику, как в области управления предприятием, так и в области бухгалтерского учета. Дело в том, что действующие национальные стандарты предполагают ведение учета по отдельным объектам учета различные варианты (методы) отражения в бухгалтерском учете одних и тех же операций (оценок).
Поэтому НСБУ №1 дает возможность предприятиям разработку и реализацию учетной политики связанные с практическим осуществлением бухгалтерского учета или методом его ведения.
Метод ведения бухгалтерского учета представляет собой совокупность приемов:

  • первичного наблюдения (документация и инвентаризация);
  • стоимостное изменение (оценка и калькуляция);
  • текущая группировка (счета и двойная запись);
  • итоговое обобщение (баланс и отчетность).

В действительности в деятельности каждого предприятия каждый из перечисленных методов (приемов) может применяться по-разному. Например, оценка товарно-материальных запасов может производиться либо по средней их себестоимости, либо по себестоимости первых покупок, либо другими способами; износ основных средств может быть рассчитан либо по средним нормативам амортизации или по ускоренным способам; для ведения учета используются различные счета и субсчета и т.д.

Следовательно, из числа допущенных стандартами способов ведения бухгалтерского учета на предприятии можно использовать те методы, которые не противоречат законодательству страны и наилучшим образом обеспечивают учетный процесс, а также формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения предприятия. Естественно, при этом выбранный вариант учета должен соответствовать требованиям национального стандарта.
В целом учетная политика предприятия – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которые наиболее полно отвечает специфическим условиям ведения хозяйственной деятельности. Иначе, хотя выбранный вариант учета является реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, в то же время будет отличаться на разных предприятиях.
Именно поэтому, представленная возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования – все это в целом составляет степень свободы предприятия по формированию учетной политики.
Учетная политика хозяйствующего субъекта формируется руководителем предприятия для того, чтобы финансовые показатели деятельности субъекта, представляемые в финансовой отчетности за разные годы были сопоставимы.
Учетная политика, которая предполагается вести на календарный год должна быть предварительно рассмотрена и одобрена соответствующим органом управления (решением учредителей или советом директоров), затем оформлена приказом руководителя. Для вновь создаваемых предприятий выбранная ими политика должна быть оформлена приказом руководителя не позднее чем через 90 дней со дня регистрации в органах власти.
Выбранный вариант учетной политики ведется в течение года без изменений. Всякие изменения в учетную политику могут быть внесены только с начала нового отчетного года.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» (статья 7), организация бухгалтерского учета и отчетности возложены непосредственно на руководителя предприятия. В частности, руководитель предприятия должен обеспечить:

  • разработку систему внутреннего учета и отчетности;
  • определение порядка контроля за хозяйственными операциями;
  • полноту и точность бухгалтерского учета;
  • единство учетной документации;
  • подготовка финансовой отчетности для представления внешним пользователям;
  • своеобразное ведение расчетов и их представление;
  • определение лиц, имеющих право подписи;
  • определение состава комиссии и сроков проведения инвентаризации активов предприятия, контроль за своевременностью их проведения.

Согласно Закону (статья 7) организация бухгалтерского учета на предприятии можно вести по одной из приведенных ниже форм, путем:

  • Организации специальной бухгалтерии во главе главного бухгалтера;
  • Приглашения бухгалтера на контрактной основе;
  • Передачи права ведения бухгалтерского учета специальной бухгалтерской (аудиторской) фирме на контрактной основе, либо передачи документации для обработки в центральную бухгалтерию своего объединения;
  • Самостоятельного ведения бухгалтерского учета самим руководителем предприятия.

Организация бухгалтерского учета по первой форме производится, прежде всего, в крупных предприятиях с большим объемом работы и численностью работников (завод, фабрика, компания, коллективное хозяйство, общественные организации и др.). При этой форме бухгалтерский учет ведется в отдельном подразделении предприятия – бухгалтерии.
Бухгалтерия свою работу ведет согласно «Положения о бухгалтерии предприятия», утвержденного руководством предприятия. В положении предусматриваются цели и задачи бухгалтерии,  структурное построение, права, функциональные обязанности, ответственность работников каждого отдела бухгалтерии.
Руководство бухгалтерией осуществляет главный бухгалтер.
Главный бухгалтер  назначается руководством предприятия для руководства учетной работой.
Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера определены Положением. Главный бухгалтер является вторым лицом предприятия, после руководителя, имеющего право подписи в документах. Он наряду с руководителем предприятия несет ответственность перед законодательством и за допущенные недостатки и нарушения несет административную, финансовую и уголовную ответственность.
Вторая форма организации бухгалтерского учета
Вторая форма организации бухгалтерского учета относится к малым предприятиям бизнеса (частные предприятия, фермеры и др.). Здесь ввиду малого объема работы, ограниченного числа работников специальная бухгалтерия не создается. Но для ведения бухгалтерского учета приглашается на работу лицо (бухгалтер) на договорных основах. Согласно договора лицо принимается на работу как основной работник либо как совместитель. При этом бухгалтер в соответствии с законодательством пользуется правом главного бухгалтера, на него возлагаются обязательства и ответственность, вытекающие из его трудовой деятельности.
Организация бухгалтерского учета по третьей форме касается микрофирм и малых предприятий, где также не создаются специальные бухгалтерские группы. Эти организации ведение бухгалтерского учет на договорных основах могут поручить специализированным бухгалтерским (аудиторским) фирмам или централизованной бухгалтерии объединения или управления, в состав которого входят малые предприятия и микрофирмы.
В этих условиях за состояние и реальность данных бухгалтерского учета ответственность несут обе стороны.
Третья форма бухгалтерского учета касается частным предпринимателям, которые свои расчеты ведут самостоятельно. При таких формах ведения хозяйственного субъекта в документах подписывается руководитель и как главный бухгалтер и за состояние учета и отчетности перед Законом несет индивидуальную ответственность.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса  со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач. Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов. Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и, тем более, сравнительный анализ различных организаций.
Учетная политика организации – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

  • организационно-правовая форма (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив);
  • отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
  • масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность рабочих, стоимость имущества организации);
  • управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
  • финансовая стратегия организации;
  • материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
  • степень развития информационной системы в организации, в числе управленческого учета;
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от места их нахождения.
3.Бухгалтерский баланс.
Основной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс. Его составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из Главной книги.
При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту каждого счета записывают в Главную книгу  только из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главной книге из нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов.

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках смотри в приложении.


 

Hosted by uCoz